Главная » Статьи » Статьи о животных

Такая зоопсихология

 

На ранних этапах развития цивилизации человек еще не выделял себя из природы: для него звери, птицы и растения были такими же существами, как и он сам. И действительно, наш далекий предок мало чем отличался от окружающих его живых существ других видов и во многом зависел от них. Поэтому животные для него были отнюдь не братьями меньшими, а служили объектами подражания и почитания. В те времена существовало множество обрядов и ритуалов, которые исполняли наши предки перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Особые обряды следовали и после разделки туши убитого зверя, и после захоронения его останков. Такого рода почитание животных было связано также с развитием промыслового культа. Кроме того, суеверный страх человека перед опасными животными также способствовал становлению тотемистических представлений людей.

Некоторые верования и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных. Например, древнеегипетский бог Пта представал в образе быка, а бог Осирис – с головой ястреба. Финикийскую богиню Аштарт изображали в облике коровы. Очень часто животное считалось спутником или помощником бога. Например, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, а страшный пес Цербер сторожил вход в подземный ад. Многие народы связывали свое происхождение с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Например, индейцы племени койотов верили, что их предками были волки. А пращуры наших сибирских народов, такие как обские ханты, уральские манси, вели свое происхождение от медведя, зайца, журавля, щуки или лягушки. В древности животные выступали покровителями людей, их помощниками и дарителями разных благ. Так, по бурятским легендам, первым шаманом был орел, который вступил в связь с женщиной и передал ей тайну шаманства. А у чукчей творцом Вселенной был божественный ворон, который обучил их промыслам и дал оленей. Почитаемых животных, как правило, было запрещено уничтожать или обижать. В Древнем Египте убийство священного животного каралось смертной казнью, а смерть кошки у египтян оплакивалась горче, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. Но со временем большинство народов перешло от охотничьего промысла к земледелию и скотоводству. Теперь бывших богов использовали в чисто утилитарных целях. Уже не требовалось никаких обрядов, и животные заняли в сознании людей более низкий уровень по сравнению с человеком.

Так, с развитием классового общества пережитки тотемизма постепенно стерлись, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии и искусстве. Я мыслю, значит, я человек? Как мы видим, зачатки зоопсихологии как науки возникли еще в религиозных представлениях наших предков, но носили они исключительно мифологический характер. В средние века с интенсивным развитием медицины, когда выяснилось, что человек и животные анатомически очень похожи, проблема изучения души у наших соседей по планете стала частью философии. Основное различие между человеком и животным, по мнению мыслителей того времени, заключалось в наличии у первого души.

 

 

Крупнейший философ Европы XVII в. Р. Декарт создал психологическое направление, которое получило название «картезианство». Основой его теории послужило христианское учение о бессмертии души. По мнению мыслителя, душа вне тела могла существовать только у людей. А вот душа животных, считал Декарт, радикально отличалась от души человека и не могла жить вечно. Ученый утверждал, что животные являются автоматами без чувств, разума и знания. В одном из своих сочинений он писал: «Хотя многие животные больше нас показывают искусства в некоторых своих действиях, но те же самые животные не показывают их вовсе в других действиях, так что, все, что они делают лучше нас, не есть доказательство их ума, иначе в таком случае они… и делали бы все лучше нас; но скорее у них его вовсе нет; действует же в них природа по устройству их органов: так часы составлены только из колес и пружин, а между тем могут измерять время вернее, нежели мы со всем своим разумом».

Поэтому, считал мыслитель, изучать нужно органы, а не поведение животных, которое полностью подчинено физиологическому строению их организма. Таким образом, человек для себя окончательно стал «венцом творения», лишив животное способности мыслить. В эпоху Возрождения наука, наконец, полностью освободилась от религиозных догм и представлений. Стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки. С середины XVIII в. начинается изучение поведения животных как неотъемлемой части научного познания природы. Характерный для того времени подход к объяснению поведения животных можно увидеть в трудах французского натуралиста Ж. Бюффона. Ученый утверждал, что многие представители фауны зачастую наделены более совершенным, чем у человека, восприятием, но, в то же время, их действия носят чисто рефлекторный характер. Так, Бюффон, хотя и удивлялся высокой адаптивности поведения насекомых, все же считал их действия чисто механическими. Например, он утверждал, что запасы, создаваемые пчелами и муравьями, не соответствуют их нуждам и собираются без всякого намерения. Основные различия между психикой человека и животных ученый видел в том, что «братья меньшие» не имеют представления о прошлом и о будущем, и они не способны сравнивать свои восприятия, а творческое мышление характерно только для человека, единственного обладателя души на Земле. С точки зрения современности Зоопсихология – очень молодая наука. Ее история насчитывает чуть более 200 лет. Как мы видим, развивалась она не как самостоятельная дисциплина, а как частный случай применения того или иного мировоззрения. Поведение животных изучалось и оценивалось больше философами, чем естествоиспытателями. Современная же зоопсихология избегает проблемы души у животных, пытаясь изучать и объяснять эти загадки методами наблюдения и эксперимента. Сегодня ученые пытаются познать сенсорные способности животных, их эмоции, память, а также возможности к обучению и накоплению ими индивидуального опыта. При этом нужно отличать зоопсихологию от этологии – науки о поведении животных в естественной среде обитания. Первыми этологами были европейские ученые, использовавшие, главным образом, метод наблюдения за животными в природных условиях. Зоопсихология получила развитие в университетских лабораториях США, где проводились экспериментальные исследования.

Зоопсихологи, как правило, получают психологическое образование, и в поведении животных их интересуют психологические процессы, такие как научение, мотивация, память и восприятие. Однако этология оказала большое влияние на зоопсихологию и способствовала расширению сферы ее исследований. В настоящее время зоопсихология и этология сближаются и дополняют друг друга в попытке понять поведение животных во всей его сложности. Считается, что зоопсихологии уготован расцвет в XXI в., когда животных останется намного меньше, чем в XIX столетии – времени ее зарождения. Кроме того, все большую популярность приобретает практическое направление зоопсихологии. В наше время, когда животные стали не просто помощниками человека, а полноправными членами его семьи, вопрос взаимопонимания между питомцем и его хозяином становится наиболее актуальным. Автор Виктория Неверова


Источник: http://www.zoojournal.ru
Категория: Статьи о животных | Добавил: Admin (27.01.2015)
Просмотров: 474 | Теги: Животные и человек, зоопсихология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
More info
Cтатистика сайта
  • Онлайн всего: 1
    Гостей сайта: 1
    Пользователей: 0